Освободители

Нецветайлов Михаил Андреевич.

Михаил Андреевич Нецветайлов — ровесник Октября, родился в г. Пятигорске. Еще не обстрелянным юнцом в самом начале войны поднимал он в атаку бойцов, залегших в траншее после гибели командира взвода.

За находчивость и дерзость в первом бою рядовой М.А. Нецветайлов был направлен на курсы командиров.

Фронтовая учеба — скоротечная. Уже в октябре 1941 года Михаил Андреевич в звании младшего лейтенанта сражался с фашистами на ближних подступах к Москве в составе 9-ой стрелковой дивизии генерал-майора Белобородова. Командовал сначала взводом, а потом повел в бои и стрелковую роту.

Весной 1942 года М.А. Нецветайлов, находясь в составе 3-го стрелкового батальона, 18 гвардейского полка, участвует в боях на Вяземском направлении.

В мае 1942 года после госпиталя М.А. Нецветайлов попал на Калининский фронт в составе 1-ой стрелковой бригады 2-го стрелкового батальона на должность командира 1-ой стрелковой роты.

Шел ожесточенный бой за г. Ржев. Под командованием Нецветайлова 1-я стрелковая рота освободила три деревни: Петушки, Воронаево, Хрены. После взятия д. Хрены были захвачены большие трофеи: несколько орудий, минометов, склад со снарядами и минами, автомашина.

В конце ноября 1942 года М.А. Нецветайлов прибыл в составе 138 стрелковой бригады на Ленинградский фронт. В январе 1943 года участвовал в прорыве блокады г. Ленинграда в районе Невской Дубровки.

В мае 1943 года Нецветайлов был направлен в 172 стрелковый полк 13 стрелковой дивизии на должность заместителя командира 1-го стрелкового батальона по стрелковой части.

В январе 1944 года участвовал в снятии блокады г. Ленинграда. Силами 1-го стрелкового батальона и был освобожден п. Никольское 22 января 1944 года.

Позднее М.А. Нецветайлов участвовал в наступательных боях в составе 172 стрелкового полка на Карельском перешейке и прорыве линии Маннергейма.

В 1945 году после учебы Михаил Андреевич Нецветайлов попал в 254 гвардейский стрелковый полк им. А. Матросова 56 гвардейской стрелковой дивизии. Был командиром стрелкового батальона.

 

Капитан С.А. Заварзин

 

В 1941 году в сентябре месяце С. Заварзин был в составе минометного батальона 3/172 стрелковой дивизии народного ополчения. В первые месяцы войны в условиях тяжелой блокады и острого недостатка снарядов и мин минометный батальон стоял на огневых позициях в резерве и был почти лишен возможности стрелять.

Тем не менее минометчики и, прежде всего, офицеры, занимались постоянной учебной тренировкой. На этих учениях т. Заварзин выделялся среди других высокой грамотностью в артиллерийско-минометном деле, быстротой в расчетах,  безошибочными решениями.

Остальное время все минометчики несли общевоинскую службу в стрелковых подразделениях на переднем крае обороны. Настоящая боевая артиллерийская работа началась при выполнении задачи по прорыву блокады и расширении прорыва.

На участках Синявино — Белявское болото — 8 Лен. ГЭС сложилась тяжелая обстановка. Значительное сосредоточение немецких минометов наносило нашим частям большие потери. На восьмые сутки наш 172 стрелковый полк в составе 13 стрелковой дивизии после пополнения вторично получил задачу отрезать 8 Лен. ГЭС и в последующем соединиться с плацдармом «Дубровский пятачок» и далее наступать в сторону Мги.

На ночной командирской разведке был определен по вспышкам минометов крупный район в 11 га минометных батарей немцев. Этот район представлял собой песчаный карьер, в котором когда-то при строительстве железной дороги выбирали песок для насыпи, поэтому карьер и находился сразу за насыпью железной дороги. Для подавления в период наступления этих огневых точек были сосредоточены все минометные подразделения полка под общей командой С. Заварзина, командира 1-ой минометной роты, получено 8500 мин и собраны на поле боя еще около 12000, разбросанных предыдущими неудачно наступавшими войсками.

С. Заварзин подготовил огонь по каждому гектару, каждый из 27 минометов зацепил по ориентиру для ночной стрельбы и для наблюдения в каждом окопе. Ночью со стороны противника начался яростный минометный огонь. Капитан Заварзин сосредоточенным огнем дал ответный шквал. Обрабатывая гектар за гектаром по 50 мин на 1 ствол, выстреливая из каждого миномета по одной мине каждые 2 секунды, Заварзин создал такую плотность огня, что все минометы противника были подавлены и стрелковые части заняли к утру карьер и вышли на 25 км далее 8 Лен. ГЭС, которую Гитлер считал одной из трех цитаделей блокады Ленинграда.

В карьере было насчитано свыше 700 убитых гитлеровских солдат  и 6 разбитых минометных батарей.

За мастерски проведенную операцию капитан С. Заварзин получил орден.

 

Майор в отставке В. Янчешевский:

22 января 1944 года, освобождая поселок Никольское, бойцы 1-го батальона поливали врага огнем наших минометов, особенно отличился один минометный расчет. Командир роты минометчиков капитан С. Заварзин решил помочь своим минометчикам. Взяв ящик с патронами, он потащил его в траншею, где сидели его бойцы, но немцы, видимо, заметили его передвижения, и как только офицер достиг траншеи, в них взметнулся столб дыма, огня, земли – мина накрыла наш расчет.

Так погиб замечательный коммунист, хороший товарищ, гвардии капитан Заварзин С.А. Он и погибшие солдаты этого минометного расчета были похоронены там же в траншее.